Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-
единство образовательного пространства Российской Федерации;
-
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В настоящее время разработаны и утверждены три стандарта:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года.
Введение ФГОС в систему обеспечения развития образования предусмотрено законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним государственный образовательный стандарт является важным нормативным правовым актом, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В содержании стандарта заложена совокупность требований семьи, общества и государства к результату школьного образования и определяется их взаимная ответственность за его исполнение.
Принципиальное отличие ФГОС второго поколения от существующего стандарта заключается в том, что целью становится личностный результат. Во главу угла ставится личность ребенка, а не набор дидактических единиц, обязательных для изучения.
В школе основным результатом образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования. Стратегической задачей является воспитание умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Стандарты реализуются через учебную и внеурочную деятельность.
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральные государственные образовательные стандарты на сайте Министерства образования и науки РФ
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»